В первую очередь отменяется обеспечительная мера — снятие номера, к примеру, при сверхнормативной тонировке или за езду без страховки. Кроме того, за попытку скрыть госзнаки с помощью механических шторок можно будет остаться без прав. ГИБДД, в свою очередь, получает право проверять водителей «на пьянку» без понятых.
Главное нововведение касается обеспечительной меры — снятия госномеров. Сейчас инспекторы ГИБДД имеют право сделать это, когда нужно запретить движение машины, например при сверхнормативной тонировке, незаконной установке спецсигналов, езде без прав, езде с просроченной страховкой и других нарушениях. Теперь ч. 2 ст. 27.13 КоАП «Запрет эксплуатации транспортного средства» утрачивает силу. Год назад МВД разрешило гражданам делать дубликаты номеров без согласования с ГИБДД, таким образом, мера потеряла какой-либо смысл.
«Многие водители давно считают, что снятие номеров — это санкция, а не обеспечительная мера. Поэтому, когда законопроект был принят Госдумой, водители восприняли это как значительное послабление,— поясни зампред думского комитета по госстроительству, один из авторов поправок Вячеслав Лысаков.— Но на самом деле штрафы остались прежними, а мы убрали из закона бесполезную норму. Но если статистика покажет, что количество нарушений стало расти, то по тем составам, где применялось снятие номеров, мы повысим санкции».
Этим же законопроектом ужесточается наказание за попытки скрыть номер от камеры: вносятся изменения в ст. 12.2 КоАП. Сейчас водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб. или лишить прав, если госзнаки «оборудованы с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию», то есть, проще говоря, закрыты куском тряпки, бумаги или вообще закрашены. При этом можно поставить электрическую рамку с пультом, которая закроет номер по команде водителя. Наказать за это невозможно, поэтому депутаты уточнили формулировку: незаконными становятся не только «материалы», закрывающие номера, но и «устройства». Кроме того, водитель может быть наказан, если номер «видоизменен»: некоторые граждане перекрашивают буквы, чтобы камера распознала ошибочную комбинацию, а штраф пришел другому человеку.
Еще одна поправка касается санкций в отношении неплательщиков штрафов. Сегодня у граждан есть 70 дней на обжалование (10 дней) и оплату постановления (60 дней). После этого ГИБДД, судебные приставы или московские органы власти (например, ГКУ «Администратор парковочного пространства») могут обратиться в суд, чтобы привлечь гражданина к ответственности. По ст. 20.25 КоАП это может быть штраф в двойном размере или административный арест. Однако для ареста неплательщика нужно вызывать в суд по месту нарушения, что на практике довольно сложно. Согласно поправкам к ст. 20.25, арест отменяется для неплательщиков, которые нарушили ПДД под автоматической камерой.
Еще один блок изменений касается работы ГИБДД. Сегодня инспектор обязан привлекать двух свидетелей при проверке на состояние алкогольного опьянения. По новым правилам понятых привлекать не будут, если процесс фиксируется на видеокамеры.
Любопытно, что для принятия новой редакции КоАП "Единая Россия" использовала необычную правовую конструкцию. Изначально законопроект вообще не имел никакого отношения к водителям и ПДД: он уточнял полномочия госорганов и муниципальных органов власти, а также ряд формулировок и должностей. Документ был принят в таком виде 25 октября 2013 года в первом чтении. Блок «водительских поправок» был внесен в законопроект 30 июня: 1 июля его приняли во втором чтении вместе с остальными изменениями без обсуждений. 4 июня депутаты пытались принять его и в третьем чтении, однако проект сняли с повестки из-за возражений Федеральной службы судебных приставов: депутаты хотели отменить арест вообще для всех неплательщиков, но приставов это не устроило. В итоге законопроект, поправив, перенесли на осень, и 17 сентября Госдума его приняла, передав в Совет федерации.